WE ARE WHAT WE ARE

Началось всё давно, ещё в конце семидесятых, когда познакомились Бернхард Ллойд и Мариан Голд. Это их ненастоящие имена, а настоящие - это еле произносимые немецкие созвучия. Так что ребята сделали правильно, что выбрали себе такие простые псевдонимы. Например, Мариан назвался так в честь дедушки, а фамилию взял из книги Джорджа Оруэлла "1984". Оба парня выступали в одной группе и жили в Берлине. Чуть позже всё это порядком поднадоело Мариану, и он уехал в Мюнстер. А Бернхард сблизился с другим музыкантом - Франком Мертенсом (и это тоже псевдоним). Двое парней стали писать вместе музыку, писали, писали и наконец поняли, что им нужен кто-то, кто пел бы эти песни, более того, им нужны были стихи к этим песням. И тут Бернхард вспомнил о своём давнем друге Мариане и тут же позвонил ему. Мариан приехал в гости, послушал музыку, она ему понравилась, и он тут же наложил на неё свои стихи под названием Big in Japan. Это песня о том, как легко можно стать звездой в Японии. Можно быть полной бездарностью, твоё имя ничего не будет значить для европейцев, но в Японии - ты Король. У этой песни есть ещё один подтекст, о котором Мариан рассказал лишь однажды: эта песня посвящена его друзьям-наркоманам. Это очень больная для него тема, так как и сам певец имел проблемы с наркотиками, но во время опомнился и прекратил всяческие отношения с ними. С тех пор, как песня обрела свою жизнь, Мариан возненавидел её.

Таким образом, трио было укомплектовано. И у ребят была лишь одна задача - писать песни. Чем они и занялись. Затем встал вопрос о названии коллектива, и все трое решили представлять себя с помощью своей самой красивой песни, как тогда им казалось, - Forever young. Именно под этим названием они дали своё первое живое выступление, которое прошло на ура, все трое были довольны. И укатили в Мюнстер, записывать свои песни. Там же они организовали коммуну, и там-то и были написаны первые демо-записи для будущего альбома. Скоро они вернулись в Берлин, где подписали контракт со студией звукозаписи и стали готовиться к выпуску своего первого альбома. Но перед этим им пришлось поменять название, так как Мариан вдруг решил, что если через двадцать лет он будет выступать в группе под именем "Вечно молодой", это будет выглядеть по меньшей мере странно. Тогда ему было 30, а его коллегам Бернхарду и Франку - по 24 и 23 соответственно. Таким образом, Мариан дал всем понять, что не собирается быть членом группы-однодневки и намерен отдать всего себя ради творчества. И после совещания они поменяли название на Alphaville. Так назывался их любимый фильм Жана-Люка Годара, который повествовал о будущем, где всем правят компьютеры.

Первым сиглом новой группы стала та самая песня Big in Japan, столь ненавистная Мариану. И по иронии судьбы именно она является одной из визитной карточек группы, той песней, которую узнают все. А альбом, который они назвали-таки Forever young, вышел чуть позже. Это был абсолютно электронный альбом, никаких живых инструментов. И если спросить Мариана сейчас, что он обо всём этом думает, то он наверняка скажет: "Послушайте внимательно, ведь мы там толком-то ещё и играть не умели". Однако несомненным достоинством музыкантов являлось то, что они сумели вдохнуть душу в холодные инструменты. И хотя это была танцевальная музыка в основном, она заставляла не просто двигаться, а думать. Этому послужили так же несомненный талант Голда-поэта и его голос. Голос - то низкий, то взмывающий вверх. Первым не выдержал Франк: его не устраивала жизнь звезды и всё, что было связано с шоу-бизнесом. Будучи от природы очень стеснительным и робким, Франк принимает серьёзное решение покинуть группу. Коллеги его соглашаются с ним и уважают его решение, поэтому в Alphaville появляется новый человек - Рики Эколетте. С уходом Франка в группе многое изменилось. Больше никогда они не запишут такого непосредственного, искреннего альбома, как Forever young с его простенькими, но милыми мелодиями. Но осталось одно - оппозиция внутри группы. Раньше спокойные Бернхард и Франк были противопоставлены энергичному Мариану. Рики в этом смысле хорошо вписался в опустевшую нишу и равновесие было восстановлено. Зато он принёс с собой гитару.

Ребята уволили своих менеджеров, сняли дурацкие свитера, в которые те вынуждали их одеваться, и принялись строить новое лицо Alphaville. И уже следующий сингл Dance with me радикально отличался от стилистики первого альбома. На смену лёгкости пришла глубина и ещё больше выросла отстранённость от мира - такого жестокого и беспощадного. В песнях Alphaville царили мир, спокойствие и мечты. И даже альбом они в конце концов назвали Afternoons in Utopia. Группа заметно совершенствовалась. Но поклонники не простили им ухода от стиля Франка Мертенса, да и их рекорд-компания не особо поддерживала такие эксперименты над однажды принёсшим успех товаром. Но ребята гнули свою линию, и всё же завоевали признание и старых фэнов, и новых. Слава их быстро перешагнула пороги родной Германии, облетела всю Европу, заглянула в США, в Южную Америку и Африку. Казалось, на земле не было такого места, где бы не слушали Alphaville.

Но тут Мариан завёл старую песню о гастролях, а Бернхард с Рики ничего и слышать об этом не желали. Тема была закрыта, и группа засела за создание третьего альбома. Но у них возникли проблемы: что-то расклеилось, что-то они потеряли. Так они и возились в поисках новых идей, потому как не хотели стоять на месте и выдать слушателям Forever young №2 или Afternoons in Utopia №2. И судьба свела их с удивительным человеком Клаусом Шульцем, легендой немецкой музыки. Знакомство началось с шутливого обещания сделать ремикс на одну из песен трио, а закончилось тем, что все четверо увлечённо сидели в студии и что-то творили. Результат, получившийся в итоге, поразил всех: и самих музыкантов, и их поклонников, и продюсеров, которые никак не могли позволить Alphaville творить всё, что тем заблагорассудится. И тогда Клаус решил сам продюсировать своих новых друзей. Таким образом они вылезли из очередного скандала. Альбом, названный The Breathtaking blue, вышел в 1989 году. Его создание отняло у группы целых три года вместо предполагаемого одного. Но ожидание стоило того. От этих песен на самом деле захватывало дух. Если бы не голос Мариана, кто мог бы посметь сказать, что все три альбома написаны одними и теми же людьми: Что всегда подкупало в этой группе, это то, что они всегда идут вперёд со знаком плюс.

Но трио удивило своих поклонников ещё раз. Вместо того, чтобы снять клипы только для тех песен, которые будут выпущены синглами, они сняли видеоряд для каждой песни! Это проект получил название Songlines. Были приглашены разные режиссёры из разных стран и каждому из них была доверена какая-либо композиция. Видео на песню For a million снимал русский актёр и режиссёр Александр Кайдановский. И все трое в один голос до сих пор заявляют, что это их лучшее видео. А за клип к композиции The middle of the riddle немецкие режиссёры получили премию Оскар!

Но диск продавался плохо. Не были готовы к таким изменениям преданные поклонники. После столь яркого альбома, ребята решили отдохнуть. Бернд и Рики стали делать ремиксы на старые песни, а Мариан приступил к записи сольного альбома. Творение своё он озаглавил So long Celeste - своеобразный привет Леонарду Коэну, одному из любимых исполнителей Мариана. Первоначально диск содержал гитарную музыку, так как сам автор всегда считал, что его голос больше подходит к звуку гитары, нежели синтезаторам, но руководство звукозаписывающей компании посчитало, что это совсем не похоже на Alphaville. Потому пришлось гордому Мариану поступаться со своими идеями и поменять звучание. В итоге он остался не очень довольным своим первым сольным альбомом. Он вышел в 1992 году два месяца спустя выхода сборника лучших песен его группы, который назывался First harvest.

А в 1993 году случилось нечто из ряда вон выходящее для группы Alphaville и весьма рядовое событие для любой другой группы - трио дало живой концерт в Бейруте. Наконец, Мариан уговорил своих коллег отправится в турне, пусть сначала состоявшее всего из одного концерта. От электронных групп всегда ждёшь, что живьём они будут выглядеть бледной тенью самих себя. Но Alphaville и тут стали исключением. Они брали на сцену десять музыкантов, но воспроизводили всё, что натворили в студии. И голос Мариана, оказалось, не только хорошо было слушать в записи. Живьём он казался ещё краше. И нет нужды говорить, что после этого поклонников у группы стало ещё больше.

И сразу же после концерта трио приступило к записи нового альбома. Это было продолжение идей The Breathtaking blue, которые они улучшили и представили под иным углом зрения. Настроения диска менялись от безысходности до светлой печали. И в целом это был весьма грустный альбом, хотя именно его называют лучшим. Поразило и его название - Prostitute. Основными темами выступили политика и религия. Было похоже, что они сами разуверились в той Утопии, что дарили своим слушателям. И поклонники, и критики признают этот диск самым неоднозначным в истории коллектива: так открыто смеяться со слезами на глазах над музыкой и шоу-бизнесом, то есть над собой, могут лишь очень смелые люди. Именно мызыканты названы проституками - ведь стало нормальным продавать свой талант за деньги. Сами Мариан, Бернхард и Рики повинны в том же грехе. Но похоже, они осмеливаются смотреть на такое положение дел с открытыми глазами.

После релиза, музыканты Alphaville пришли к компромиссу: Бернхард и Рики остаются дома и отдыхают, а Мариан едет в вожделённое турне и один представляет всю группу. Мариан говорил, что был безумно счастлив, что выступления - это именно то, чего ему недоставало все эти годы. Между выступлениями, солист также записывал свой второй диск под названием United. Теперь он признался в любви к другому своему идолу - Дэвиду Боуи, сделав кавер-версию на его песню Five years. И сделал это весьма неплохо. Этот диск уж не был контролирован так жёстко, как первый, и Мариан должен был быть доволен полученным результатом. Это альбом вышел только в Южной Африке и был переиздан вновь в 1999 году.

Летом 1996 года Рики Эколетте ушёл, снова превратив трио в дуэт. Он выбрал свою семью, решив, что не может совмещать любовь к ним и участие в такой группе как Alphaville, которой он отдавал всё своё время. А Бернхард и Мариан снова творили в студии. Пятый альбом получает название Salvation, хотя первоначально было желание окрестить его Inside out по треку, открывающему диск и наиболее ясно отражающему общее настроение альбома. Это было возвращение к истокам, к духу их дебютного диска Forever young. По словам солиста, они планировали посмотреть, как такая музыка будет воспринята сегодняшней молодёжью. Молодёжь восприняла на ура, а вот старые поклонники, привыкнув уже к шествию вперёд, были разочарованны. Существует знаменитый вопрос, который был задан Мариану, как автору текстов, почему произошёл такой откат назад и стихи стали совсем простыми? На что Мариан с присущим ему чувством юмора ответил следующее: "Я даже знаю, какая песня не нравится вам больше всего! Это Flame!" И потом объяснил, что стихи действительно простые, но в каждом стихотворении есть особенная строчка, которая меняет восприятие всей песни. Иногда её легко заметить, как в композиции Wishful thinking, иногда сложно, как в Flame.

А затем Бернхард и Мариан сделали настоящий подарок своим поклонникам: в один календарный год они выпустили 8 (!) дисков. Этот проект включал в себя ранее неизданные треки группы и был озаглавлен Dreamscapes. 125 песен сразу. А через год вышел концертный альбом Stark naked and absolutely live. 2001 год - сборник ремиксов Forever pop, где можно услышать новое звучание их старых песен. А в начале 2003 года - очередные 4 диска с неизданными композициями и новыми песнями Crazy show. На данный момент Мариан гастролирует, а Бернхард занят собственным интернет-проектом под названием Atlantic Popes.

В 2003 году Бернхард Ллойд покинул группу, мотивировав своё решение тем, что он больше не принимает участие в создании альбомов Alphaville. И теперь креативной ядро этого коллектива составляют неувядающий и энергичный Мариан Голд, Мартин Листер и Райнер Блосс.

Странная эта группа Alphaville. Они то молчат годами, то заваливают поклонниками своими альбомами. Ещё они очень любят встречаться с фэнами. Почти на каждой встрече официального фан-клуба можно заметить фигуру Мариана у микрофона или фотографирующегося с поклонниками, либо же болтающего с ними или скромно спрятавшегося Бернхарда, которого тоже можно упросить сфотографироваться. Один раз солист пришёл в футболках фэн-клуба с надписью Moonboy. А фэны в благодарность написали альбом кавер-версий.

А недавно Боно из U2 снова признался в своём грехе. После любвеобильных слов в сторону ABBA и a-ha великий Боно рассказал, что и Alphaville он очень ценит и уважает. На что Мариан Голд сказал: "О, я тоже люблю U2!"



© Анастасия Тимушева, апрель 2003 г.

Close window?

Hosted by uCoz